РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИСТА ПО АЛГОРИТМУ РАБОТЫ

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Приступая к реализации инновационной методики, педагог должен изначально заинтересовать учеников. Главный мотивирующий фактор – написание книги о самих себе в том жанре, который интересен детям – короткие рассказы, сказки, маленькие пьесы.  При этом педагогу важно задать тематику и жанр, которые оптимально помогут достичь педагогических целей, связанных не только с развитием интереса к чтению и написанию литературных произведений, но и позволяющих создать из 30 человек детский коллектив с интересной, активной и насыщенной жизнью. Поскольку первостепенным для воспитательной работы в начальной и основной школе является создание классного коллектива/команды, то основной формой работы будет групповая, так как именно она позволяет на каждом этапе в полной мере реализовывать цикл действий: думай – договаривайся – действуй – делай выводы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Организационные формы и методики работы над книгой могут быть разными в зависимости от характеристик и ведущих потребностей самого класса. Среди организационных форм мы выделили три основных, которые легко впишутся в деятельность любой школы:

  • система классных часов,
  • программа внеурочной деятельности,
  • программа сопровождения (консультаций) индивиду.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД КНИГОЙ 

1. Предложите классу обсудить ИДЕЮ книги, что и как они хотят рассказать о себе, о классе (о том, что уже произошло и происходит, и о том, что ещё произойдёт). Важно выбрать и назвать главное для учеников, пусть обоснуют свои предложения. Идей может быть несколько, необходимо их зафиксировать и выбрать (например, большинством голосов) ту, которая ляжет в основу вашей книги. А может случиться и так, что несколько идей придётся предложить вам, но окончательный выбор – всё-таки за учениками.
2. Раскройте идею через примерное СОДЕРЖАНИЕ книги, пусть сначала оно будет немного фантастическим. На данном этапе это допустимо, в процессе работы содержание будет корректироваться учениками под вашим руководством.
3. Определите ЗАДАЧИ (промежуточные результаты) и ШАГИ (последовательность действий) работы над текстами книги.
4. Распределите ОБЯЗАННОСТИ и назначьте ответственных, выберите редакционную коллегию, как организующую и движущую силу в работе над книгой.
5. Спланируйте время и составьте ГРАФИК подготовки материалов. При этом каждый из участников должен знать сроки и границы своей ответственности, а также результаты, которые будут с него всем классом спрошены – книга же общая. В плане предусматриваются «контрольные точки», т.е. приёмка промежуточных результатов, контроль их качества, обсуждение и внесение возможных и необходимых поправок к плану и результатам общей работы.
6. Следуйте принятому плану и обязательствам.

P.S. Желательно предусмотреть возможные трудности на намеченном пути и сразу решить, как будете поступать в случае их возникновения. Кто, кого и как подстрахует, где заложить резерв времени или сил, у кого просить помощи. Ясно, что всего предусмотреть не получится и будут возникать вопросы, которые придётся решать совместно уже в ходе работы, но опыт такого согласования важно иметь уже в самом начале.

Мы желаем вам успехов, и пусть наши предложения и рекомендации не ограничивают вашего творчества!

ШЕЛКУНОВА Татьяна,
кандидат педагогических наук,
ведущий специалист «Института современного детства»,
консультант проекта «Книга Класса»