РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Настоящие рекомендации предназначены для работы с проектами «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ» и адресованы наставникам учащихся. Мы предлагаем вам создать книгу своего коллектива, стать её автором и героем. В этой книге отражается жизнь и творчество детей, самые яркие впечатления о прошлом, их переживания настоящего, мечты о будущем. Это книга «о том, как МЫ становились взрослыми людьми». На первом плане – сам процесс создания книги, совместные, командные действия, диалог, взаимодействие детей, однако проект не получится без участия наставника.

В последние годы организация отечественного школьного образования претерпела серьёзные изменения. Всё больший вес и значение приобретает метод проектов как формирующий активную позицию учащихся, развивающий мета-умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, планирования и контроля), реализующий принцип связи обучения с практической стороной жизни. Сегодня проектная деятельность входит в базисный учебный план, а способность проектировать – один из параметров качества образования, поэтому представляется целесообразным вовлечение учащихся в проекты «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ».

ПРИ РАБОТЕ НАД КНИГОЙ СОБЛЮДАЮТСЯ ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА:

  • принцип детоцентризма: в центре деятельности по созданию книги находятся дети и их собственная активность;
  • принцип кооперации: совместная работа над книгой подразумевает взаимодействие детей между собой, а также помощь наставника;
  • принцип опоры на субъектный опыт учащихся: каждый участник проекта имеет возможность применить собственный опыт и знания;
  • принцип учёта индивидуальности участников: их интересов, темпа работы, приоритетов;
  • принцип свободного выбора: тематики, художественного оформления, объёма, структуры.

ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Участие в проектах «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ» – это прекрасная возможность сделать общее, значимое, памятное дело, при котором сам процесс ничуть не менее важен, нежели результат. Процесс работы над книгой позволяет решать целый ряд задач:

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ и ВОСПИТАНИЯ, среди которых:

  • создание практической развивающей среды,
  • развитие навыков планирования, контроля и самооценки,
  • постановка познавательных целей,
  • поиск и выделение важной информации,
  • формирование метапредметных навыков и умений,
  • восприятие личного опыта как части коллективной истории,
  • уважение к труду и мнению других авторов,
  • сплочение коллектива, формирование навыков работы в команде, понимание принципов командной работы, ведения диалога со сверстниками и взрослыми,
  • использование современных технологий, направленных на развитие творческой активности учащихся,
  • развитие навыков письменной речи, приобщение детей к чувству стиля, языка,
  • привлечение внимания детей к книге и литературе в целом, приобщение к чтению литературы.

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА детей и подростков:

  • осознание ценности и радости жизни, утверждение позитивных жизненных ценностей, формирование позитивного восприятия жизненных событий: дети раскрывают в книге самые яркие и впечатляющие моменты,
  • увеличение заинтересованности и присутствия детей в живой, а не виртуальной реальности, понимание ценности реального общения: занятые реальным делом, требующим взаимодействия и коммуникации, дети значительно меньше стремятся к суррогатным формам активности – таким как компьютерные игры, совершенствуя навыки социального взаимодействия, коммуникации и удовлетворяя потребность в достижении успеха,
  • развитие способности принимать и получать поддержку, которая требуется для коллективной работы,
  • развитие эмпатии и эмоционального интеллекта, поощрение узнавать других с новых сторон: дети активно делятся своими воспоминаниями и чувствами, событиями и деталями внешкольной жизни,
  • лучшая адаптация в обществе: проектная деятельность удовлетворяет потребность в самоутверждении в группе сверстников,
  • возможность проявить, осветить свою индивидуальность и получить признание окружающих: дети приобретают опыт публичного отстаивания своих идей, мнений, за счёт чего снижается страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих,
  • нахождение своего места в коллективе и коррекция самооценки: благодаря получению обратной связи о себе и личном вкладе в общее дело,
  • возможность глубже познать и понять себя, определиться с жизненными целями и профориентацией, поскольку размышления над содержанием книги стимулируют саморефлексию,
  • формирование ответственности и самостоятельности за счёт формата работы: с одной стороны – добровольной, с другой стороны – подразумевающей временные и содержательные рамки, ответственность перед другими участниками процесса за выполнение своей части задач,
  • способность получать удовольствие от результата и процесса совместной работы, которая развивается в ситуации эмоционально заряженной совместной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ

Проект ориентирован на детей школьного возраста (1 – 11 классы). При работе над книгой детей младшего возраста требуется большее участие со стороны наставников. Тем не менее, даже самым младшим участникам есть, что представить в книге, чем поделиться и о чём рассказать, что позволяет детям оказаться на высоте и извлечь огромную пользу из участия в проекте. Дети после 12-ти лет учатся налаживать более глубокий личностный контакт, осваивают тонкости социального взаимодействия, учатся работать коллективно. Закладывается основа способности трудиться не просто рядом, но по-настоящему вместе, над одной целью, распределять части работы, договариваться об общем видении результата. Таким образом, проект поддерживает их психическое развитие, предоставляя площадку для углубления столь важных в этом возрасте навыков. Чем старше участники, тем более зрелым и наполненным смыслом оказывается результат их труда, работу с ними отличает большая доля самостоятельности ребят и требующаяся от взрослого помощника деликатность в подходе к сопровождению проекта.

РАБОТА НАД КНИГОЙ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ:

  • размышления над содержанием книги стимулируют саморефлексию, дают ребятам возможность глубже познать разные грани своей личности и лучше понять себя,
  • в книге встречаются прошлое, настоящее и будущее – ребята получают дополнительный стимул для выстраивания логической связи, лучшего осознания своих внутренних перемен и личностного роста, сравнивают, какими они были, какими чувствуют себя сейчас и какими хотят стать, к чему прийти,
  • в процессе создания книги ребята получают друг от друга обратную связь о себе, чертах своего характера, сильных сторонах, всю ту информацию, которая столь необходима им для дополнения своего образа,
  • проект предоставляет полный простор для фантазий и мысленных экспериментов, стимулирует мечтать о будущем, представлять различные варианты развития событий и примерять на себя разные роли,
  • книга выводит на первый план важность роли личности в коллективе и коллектива в жизни личности, таким образом, поиски групповой идентичности начинаются с осознания себя незаменимым и ценным членом социума, уводя подростков от ложной романтики одиночества, и, наконец, проект поощряет ребят обсуждать друг с другом те вопросы, которые глубоко волнуют их на данном жизненном этапе – в чём смысл жизни, каким должен быть мир, общество, к чему двигаться, куда стремиться человечеству.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТАПАМ РАБОТ

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ

Начинать представление проекта стоит с рассказа об опыте участия в проекте других детей. Основным стимулом к участию является творческая самореализация ребят, возможность самостоятельно создать серьёзную вещь, проявить свою индивидуальность. Для большинства детей и взрослых написать и опубликовать собственную книгу – это ценная возможность, а для многих – мечта, но не каждый с лёгкостью берется за её реализацию. На известие о возможности создать КНИГУ дети реагируют по-разному. У творческих личностей практически сразу появляются идеи, концепции, находятся тексты. Замкнутые и неуверенные в себе дети наполняются тревогой: «А вдруг не получится? Наверное, для этого нужен особый талант… А вдруг про меня напишут что-то неприятное?» Такие дети могут влиться в процесс немного позднее, осторожно наблюдая за ним со стороны. Как и в любом добровольном проекте, возможно, будут и те, кто откажется от участия. Их отказ не должен повлечь за собой санкций, возможно, они захотят переменить своё решение и присоединиться к товарищам чуть позже.

Задача наставника на данном этапе
– преподнести идею как возможность, привилегию, а не как обязательный проект, очередную повинность, поскольку работа над книгой является совершенно добровольным делом, и степень вовлеченности участников проекта будет разной. Большую роль играет и то, насколько привлекает проект наставника, трудно мотивировать других заниматься тем, чем самому не кажется стоящим делом. Многое зависит и от установок родителей, их представления о важности проекта и участия в нём детей, важности участия именно самостоятельного, исключая превращение проекта в выставку достижений родителей.

 

2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И СТРУКТУРЫ

Все книги «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ» – разные, как и сами коллективы, которые их создают. Решение принадлежит юным авторам – писать ли в одном формате, и в каком, или собрать в сборник разношерстные, но ярко отражающие индивидуальность каждого, материалы. Дети пишут о друзьях, об учителях, о эпизодах своей жизни, добавляют воспоминания о смешных или важных, запомнившихся случаях, делятся впечатлениями. Они рассказывают о увлечениях, о которых раньше никто и не подозревал, о планах на взрослую жизнь. Приносят рисунки, стихи и фотографии поделок, скриншоты переписок, тексты, которые для них важны. Эта книга для ребят является, прежде всего, возможностью сохранить память друг о друге, о классе и преподавателях, о пережитых вместе радостях и печалях, а также лучше понять себя и рассказать о себе, о своём видении происходящего, поделиться чувствами и пожеланиями, оставить свой след на память.

Задача наставника на данном этапе – оказать всяческую помощь и поддержку в организации обсуждения, дискуссии, выстраивания коммуникации.

 

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ

Организацию процесса работы над книгой желательно доверить самим детям. Возможно, они захотят готовить материалы поодиночке, соблюдая секретность, не зная, о том, что готовят и пишут их друзья, а, возможно, разобьются на команды или группы, или будут собираться вместе, назначат ответственных за разные детали проекта (соблюдение сроков, корректировка, обработка фотографий). Собственный выбор и ответственность стимулируют самостоятельность и позволяют гордиться полученными результатами. Однако не всегда дети оказываются сразу готовы фонтанировать идеями и приступать к работе над проектом. Часто трудности носят характер «боязни белого листа», когда дети оттягивают начало работы, не зная, с чего и как начать. В этом случае можно устроить небольшой «мозговой штурм», предложив ребятам собраться в определённое время и записать все варианты, даже самые абсурдные, которые придут им в голову. Специально выделенное время для совместного обсуждения проекта также стимулирует порождение идей. Важно, что ребята сами пишут друг о друге, их настоящее видение своих товарищей. Многие из размышлений-открытий не станут откровениями для взрослых. Большинство из нас переживает одни и те же инсайты в этом возрасте. В такие моменты детям как никогда ценна тактичность взрослых, их не-сообщения о том, что все велосипеды уже давно изобретены. Для формирования собственного мировоззрения гораздо полезнее уважительные беседы на равных. Среди заметок, наверняка, окажутся и такие мысли, истории и анекдоты, о которых взрослые не знали, но которые не стоит разбирать с воспитательной целью. Попытки ограничить текст жёсткими рамками могут привести к разочарованию детей и превращению проекта в дело наставников и родителей, очередную «обязаловку».

Задача взрослых на данном этапе – предоставить ребятам время, место и возможности для работы над книгой, оказывать помощь в работе, в сопровождении процесса, корректуре и редактуре книги. При работе со старшеклассниками необходимо учитывать, что организационные и творческие способности ребят уже довольно велики, и поэтому большой нужды в помощи взрослых нет, тем не менее, эту помощь и поддержку стоит ненавязчиво предлагать. Учитывая склонность детей подросткового возраста к протестному поведению, отказам, негативизму, необходимым условием успеха является деликатность в подходе к редактуре содержания, обязательно выполняемой совместно с авторами, – только тогда эта книга станет их собственной историей.

 

4. ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Получив в руки напечатанную книгу, ребята оказываются переполнены самыми разными чувствами и впечатлениями.

Задача наставника на данном этапе
– организовать совместное обсуждение впечатлений от процесса и результата проделанной работы. Совпадает ли результат с их ожиданиями, что они чувствуют в связи с окончанием проекта, чему они научились за это время, что узнали друг о друге, о себе, как изменились их отношения и они сами. Тем, кто не участвовал в проекте, обсуждение также будет полезно, чтобы понять, что помешало им стать частью авторского коллектива.

Возможно, работа над проектом окажется настолько ярким впечатлением, что послужит основой для написания новой книги о продолжении их приключений в следующем году.

Ирина Евгеньевна КАТИН-ЯРЦЕВА,

психолог, игро-терапевт,
член Ассоциации Игровой Психотерапии,
консультант проекта