ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Книга ещё до недавнего времени являлась настоящим другом, проводником в нечто новое и непознанное, лучшим и желанным подарком. Книги брали в библиотеках, у знакомых и друзей, за ними охотились, о них спорили, их хранили, а иногда и не возвращали законным владельцам. Книги читали и перечитывали, переписывали и зачитывали «до дыр». Сегодня отношение к книге значительно изменилось. Любят ли читать школьники серьёзные книги? Как привлечь внимание детей к книге и литературе в целом? Наш проект предлагает ребятам создать книгу своего класса/коллектива, стать её автором и героем. В этой книге отражается жизнь и творчество детей, самые яркие впечатления о прошлом, их переживания настоящего, мечты о будущем. Такая книга будет передаваться из поколения в поколение и займёт достойное место в семейной библиотеке и в ваших сердцах.

ЧТО ДАЁТ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ МОЕМУ РЕБЁНКУ

  • увеличение заинтересованности и присутствия в живой, а не виртуальной реальности, понимание ценности реального общения: занятые реальным делом, требующим взаимодействия и коммуникации, дети значительно меньше стремятся к суррогатным формам активности – таким как компьютерные игры;
  • осознание ценности и радости жизни, формирование позитивного восприятия жизненных событий: задавшись целью раскрыть в книге самые яркие и впечатляющие моменты, дети вспоминают и обсуждают их всем коллективом, что способствует восприятию, в первую очередь, светлой, радостной стороны жизни;
  • раскрытие творческого потенциала личности, проявление индивидуальности и получение признания окружающих: в условиях проекта дети приобретают опыт публичного отстаивания своих идей, мнений, за счёт чего снижается страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям;
  • развитие навыков письменной речи, привлечение внимания к литературе, приобщение к чтению книг,
  • совершенствование навыков общения и работы в коллективе,
  • развитие эмпатии и эмоционального интеллекта, способности принимать и оказывать поддержку, уважать мнение и труд других авторов;
  • адаптация в обществе, нахождение своего места в коллективе и коррекция самооценки за счёт получения обратной связи о себе и личного вклада в общее дело;
  • более глубокое понимание и познание себя путём размышления над содержанием книги, возможность определиться с жизненными целями и профориентацией;
  • формирование ответственности и самостоятельности благодаря формату работы: с одной стороны – добровольной, с другой стороны – подразумевающей временные и содержательные рамки, ответственность перед другими участниками процесса за выполнение своей части задач,
  • способность получать удовольствие от результата и процесса работы.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ СТАТЬ АВТОРОМ ЛЕТОПИСИ

«Всероссийская Школьная Летопись» ориентирована на детей школьного возраста (1 – 11 классы). Даже самым младшим участникам проекта есть, что представить в книге, чем поделиться и о чём рассказать, при этом со стороны родителей потребуется чуть большее участие, например: помочь сфотографировать рисунки и поделки ребёнка, сформулировать те или иные мысли. Чем старше дети, тем более зрелым и наполненным смыслом оказывается результат их труда. Отличия в работе с детьми старшего возраста заключается лишь в большей доле самостоятельности ребят и требующейся от взрослого деликатности в подходе к обсуждению выбранной ребёнком темы/написанного им текста/подготовленного к публикации материала.

О ЧЁМ ПИСАТЬ

Тематика книги – разнообразна. Дети могут написать о друзьях, учителях, эпизодах из своей жизни, вспомнить смешные истории или интересные случаи, поделиться впечатлениями о чём-то. Они рассказывают о своих увлечениях, мечтают о будущем или просто фантазируют, приносят рисунки, стихи и фотографии поделок, скриншоты переписок, тексты, которые для них важны. Эта книга для детей является, прежде всего, возможностью сохранить память друг о друге, о пережитых вместе радостях и печалях, а также лучше понять себя и рассказать о себе, своём видении происходящего, поделиться чувствами и пожеланиями, оставить свой след на память.

Процесс подготовки материалов
для будущей книги предоставляет полный простор для фантазий и мысленных экспериментов, стимулирует мечтать, представлять различные варианты развития событий и примерять на себя разные роли: писателя и поэта, журналиста и художника, фотографа, дизайнера, верстальщика, корректора, редактора, при этом:

  • каждый ребёнок имеет возможность применить собственный опыт и знания;
  • учитывается индивидуальность детей: их интересы, темп работы, приоритеты;
  • результат работы не виртуален – это настоящая печатная книга, а имя ребёнка входит во “Всероссийскую Школьную Летопись.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД КНИГОЙ

Основная задача родителей – предоставить детям время, место и возможности для работы над книгой, не столько направлять или вести, сколько оказывать необходимую помощь в работе. Важно, что дети напишут сами. Многие из размышлений-открытий не станут откровениями для взрослых. Детям ценна тактичность взрослых, их не-сообщения о том, что все велосипеды уже давно изобретены. Для формирования собственного мировоззрения гораздо полезнее уважительные беседы на равных. Среди заметок, наверняка, окажутся и такие мысли, истории и анекдоты, о которых взрослые не знали, но которые не стоит разбирать с воспитательной целью. Попытки ограничить тексты жёсткими рамками могут привести к разочарованию детей и превращению проекта в дело учителей и родителей, в очередную «обязаловку».

Помните, что в процессе создания книги детям любого возраста очень важна эмоциональная поддержка родителей.

Мы желаем вам успехов, и пусть наши предложения и рекомендации не ограничивают вашего творчества!

Ирина Евгеньевна КАТИН-ЯРЦЕВА,

психолог, игро-терапевт,
член Ассоциации Игровой Психотерапии,
консультант проекта